Art Nouveau — ар нуво во Франции, он же югендштиль в Германии, сецессион в Австрии, либерти в Италии, еловый стиль (style sapin) в Швейцарии, модерн в России. Мой любимый стиль с его переплетением стеблей и плавными изгибами линий.
И пусть за те полгода, что нахожусь в Петербурге, я так и не дошла до Эрмитажа, но я не могла не пойти на выставку Петербургского модерна, проходящую сейчас в Петропавловской крепости и представляющую предметы мебели, изразцы, светильники, посуду, плакаты и одежду конца XIX — начала XX века.
На фото выше — кленовый мебельный гарнитур 1900х, ниже — сосновый, оба, скорее всего, с Мельцерской фабрики. Торшер начала XX века и ещё один мебельный гарнитур красного дерева неизвестной фабрики.
Слева — одна из двух парных ваз 1900х годов из бисквита (тип обжига фарфора). Справа — эскиз Троицкого моста.
А это эскиз одного из моих любимых зданий в Петербурге — универмага «Au Pont Rouge», построенного на набережной реки Мойки в 1907 году.
А это я уже точно не помню, что, но, кажется, проект какого-то вокзала, такой чудесно-пузатый.
В следующей комнате — внезапно коринфская капитель, никакого отношения к модерну не имеющая, а также каминная плитка и решётки.
Детали облицовки зеркала печи, около 1911 года, с изразцового завода «Або» в Турку. Сама печь происходит из дома Николаевского общества попечения о бедных Петербургской стороны (Пионерская ул, 38).
Два печных изразца, керамический российский около 1904 года (из доходного дома В.С. Петрова, наб канала Грибоедова 86, архитектор П.Ю. Майер) и фаянсовый с Саксонской печной фабрики из Майсена, Германия, начала XX века.
Угловая изразцовая печь начала XX века, сделана по эскизу Эдуарда Диппеля, Ракколаниокский гончарный завод, Ховинмаа, Финляндия. Из доходного дома графини Е.А. Гендриковой (Итальянская ул, 31). Справа — саксонская отопительная печь начала XX века.
Детали облицовки зеркала печи, не ранее 1902 года. Тоже с завода «Або» в Турку. Происходят из доходного дома Ф.И. Урусовой (Садовая ул, 115).
Каминная решётка начала XX века, возможно российского производства.
Дверная печка из Финляндии с завода «Хёгфорс», начала XX века, и настольная лампа — уже из следующего зала, полного попеременно включающихся светильников.
Информации о светильниках, в общем, почти нет, везде пишут — люстра, начало XX века, неизвестное производство.
Канделябр электрический «Слава», возможно, Парижский, фигура славы — по модели Огюста Моро, и электрическое бра.
Парные подсвечники и письменный прибор, не позднее 1906 года, акционерное общество «Р. Плевкевич и К», Варшава.
Справа на переднем плане — пепельница с фигурой Наяды, чуть дальше слева — поднос для визиток.
Меню ужина в лейб-вардиии Финляндском полку в день полкового праздника 12 декабря 1901 года. Справа — меню обеда 17 января 1900 года.
Слева — «Дафна», 1899 год, Хьюберт фон Херкомер. Настенная рама 1900х годов, возможно с фабрики Мельцера.
Справа — «Клематис», 1899 год, Хьюберт фон Херкомер и Норман Хёрст. Рама, возможно, из мастерской Фельтена.
Фарфоровая посуда с чудесными растительными орнаментами, многие из них производства с завода М.С. Кузнецова, о котором я слышала впервые, но был также и известный «Villeroy & Boch».
Тарелка с декором «Ирис» — производства «Виллерой и Бох», Валлерфанген, Германия.
А это — такая же тарелка с декором «Ирис», но уже российская, с завода товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова в Риге. Разницы хоть и небольшая, но всё-таки видна.
Женский бюст «Seule» — «Одинокая», по модели Эммануэля Виллани, и каминные часы начала XX века неизвестной мастерской.
Одна из моих любимых частей — афиши. Бала-маскарада 9 января 1899 года — по рисунку И.Я. Порфирова, литография Р.Р. Голике. И бала-маскарада 29 января 1900 года Мариинском театре в пользу заведений С.-Петербургского совета детских приютов, по рисунку Ф.Ф. Бухгольца, печатня Р.Р. Голике.
Плакат «Bal Pourdré» по рисунку И.И. Бродского, 1908 год. И афиша юбилейной Всероссийской промышленной выставки садоводства, плодоводства и огородничества в Михайловском манеже по рисунку И.К. Васильевича, 1908 год.
А вот эта сразу напомнила мне «В пещере горного короля» Грига. Афиша концерта и бала студентов Горного института императрицы Екатерины II в пользу их недостаточных товарищей 7 февраля 1899 года в залах Дворянского собрания, литография Р.Р. Голике.
Справа — вышивка по ткани.
Выставка небольшая, но зато можно позволить себе задержаться у каждого экспоната, сравнить их, внимательно почитать подписи. Мне очень понравилось, советую. Выставка будет открыта до 31 октября 2018 года.