Древнегреческого наследия в Афинах имеется, как легко догадаться, с избытком. Средний необразованный путешественник (вроде меня) изначально знает, что в Афинах есть Акрополь с Парфеноном, ну и на этом пожалуй всё. Однако город таит в себе много интересного и помимо Акрополя.
Самая понравившаяся мне развалина — Олимпейон.
Начало возведения храма, посвящённого Зевсу Олимпийскому, — из песчаника и в дорическом стиле — было положено афинскими тиранами в 515 году до н.э., на месте более раннего архаичного храма. Однако после того, как был сделан подиум, в 508 году тиранию свергли и храм не был закончен, более того, части строительных материалов были позже использованы для Фемистокловых стен.
Предположительно, возведение храма в мраморе было начато в IV веке до нашей эры, но не доведено до конца. После долгого перерыва оно было возобновлено в 175 году до н.э., финансируемое Антиохом IV Эпифаном, царём Сирии, про проекту римского архитектора Косситиуса, теперь уже в коринфском стиле. Работы были продолжены императором Августом и потом Адрианом, и храм был наконец закончен к 131-132 до н.э.
Это по другую сторону от храма — остатки домов, датируемые временем от V века до н.э. до II века н.э.
Храм, один из самых больших в древнем мире, насчитывал два ряда из 20 колонн по сторонам и три ряда из 8 колонн по краям. Размеры его были — 110.35 на 43.68 метра, сами колонны 17 метров в высоту и 2 метра (!) в диаметре. Внутри в целле находилась гигантская статуя Зевса из золота и кости, и статуя Адриана, которые оба почитались в этом храме.
Fun fact: в 2007 году группа греческих язычников провела на территории храма церемонию, посвящённую Зевсу. Это случилось после того, как в 2006 организация выиграла суд по признанию древнегреческих религиозных практик.
На протяжении веков храм потихоньку разрушался, как из-за войн и природных условий, так и из-за людей, которые использовали материалы храма для других построек. Из изначальных 104 колонн только 16 дожили до 1852 года. В том году во время сильной бури одна из колонн была опрокинута, и с тех пор так и лежит на земле. (Я, если честно, сначала грешным делом подумала, что это уже в XX веке с ней хотели что-то сделать и случайно свалили).
Рядом с Олимпейоном благодарные афиняне воздвигли в 131-132 годах императору Адриану триумфальную арку — за его многочисленные общественные постройки в городе. Тогда эта арка обозначала границу между старым классическим и новым городом. Высотой 18 метров и шириной 13.5 метров, в нижней части она имеет форму римской почётной арки, а в верхней похожа на традиционный греческий пропилон.
Ещё одно сооружение Адриана — библиотека, расположенная прямо рядом с площадью Монастираки, построенная в 132-134 годах.
Позднее на территории библиотеки были построены три разные церкви. В углу между колонной и стенкой сохранились остатки росписи
От небольшой церкви Св. Асматоса в честь архангела Михаила, построенной в XII веке Михаилом Халкокондилисом, сейчас почти ничего не осталось — в 1843 году церковь была разрушена. Единственное, что можно разглядеть между стеной и колонной, это фрески на фасаде библиотеки. Видно очень плохо, но изображённые сюжеты — это моление в Гефсиманском саду, предательство Иуды и несколько портретов святых.
Насколько я поняла, вон те углубления, закрытые лесами — это ниши, в которых некогда хранились свитки. Но вообще понять, что где было, непросто.
Монументальные стены легко угадываются как части библиотеки.
А дальше уже сложнее, ведь на территории библиотеки позже было построено три церкви, остатки которых до сих пор сохранились.
Так что остаётся просто гулять, радуясь солнышку, кошкам и разглядывая коринфские капители.
Другое очень важное образовательное учреждение почти совсем не дошло до наших дней. Это Lykeion, то есть Ликей — знаменитая гимназия, где преподавал Аристотель. Название скорее всего идёт от храма Аполлона Ликейского, который когда-то находился на этом месте (но до сих пор не был найден). Основание гимназии приписывается разным личностям — Писистрату, Периклу, Ликургу; школой Аристотеля она стала в 335 году до н.э.
А сейчас даже трудно представить, что здесь когда-то великий философ вёл беседы со своими учениками.
Возвращаемся в центр города — памятник Лисикрата, поставленный афинским богачом в честь победы профинансированного им спектакля на Дионисиях 334 года до н.э., наоборот, сохранился отлично. Шестиметровая ротонда с коринфскими колоннами, соединёнными между собой закруглёнными мраморными плитами, и цветок аканта в качестве навершия. На этом цветке когда-то стоял бронзовый треножник — приз за победу.
Считается, что это первый случай использования коринфского ордера в экстерьере.
В 1658 году рядом был основан Капуцинский монастырь, в котором останавливался лорд Байрон. В 1818 где-то здесь были посажены первые в Греции помидоры, а в 1821 году монастырь был сожжён османами.
Поскольку спектакль ставился в театре Диониса (на юго-восточном склоне Акрополя), наверху памятника — сюжет из жизни Диониса, превращение похитивших его пиратов в дельфинов.
Ещё в этом посте я хочу рассказать о нескольких точках, с которых можно посмотреть на Афины в целом и на Акрополь в частности.
Во-первых, можно забраться на холм Филопаппа, он же холм муз (Мусейон), с которого открываются отличные виды на Парфенон — сквозь сосны и оливки. Название холм получил от памятника II века в честь Филопаппа, принца из династии Коммагенского царства.
Помимо Акрополя можно также поразглядывать неисчислимые белые афинские домики и даже море.
Вторая точка — это Ареопаг, что буквально значит «холм Ареса». Здесь проходили заседания Ареопага — совета старейшин из 9 архонтов (кто ещё помнит школьных курс истории?).
На самом холме сейчас только камни, но зато виды на Пропилеи отличные.
А посмотрев в другую сторону, можно увидеть Греческую агору и прекрасно сохранившийся Гефестейон — храм Гефеста.
Справа — холм Ликавит. С него тоже отличные виды, но туда я советую отправляться перед закатом. Впрочем, перед закатом виды хороши отовсюду.
Чуть дальше Ареопага и напротив холма Филопаппа находится холм Пникс. Здесь 10 раз в год собиралась народная ассамблея. Изначально присутствующие сидели просто на камнях, потом появились деревянные скамьи. Оратор произносил речь со специальной платформы. Здесь говорили Фемистокл, Перикл, Демосфен, Эсхин.
В IV веке до н.э. Пникс был покинут, а собрания перенесены в театр Диониса (тот самый, где Лисикрат выиграл свой бронзовый треножник).
Реконструкция Пникса. Когда-то это был полукруглый амфитеатр 120 метров в диаметре. Строили его в несколько фаз, самая ранняя постройка вмещала пять тысяч человек, более поздняя — 13500. А сейчас остался самый-самый его низ и центральные ступени.
Освещённый солнцем холм Ликавит.
И — снова Пропилеи. Должно быть, когда-то, когда ступени были в сохранности и колонны были целыми, это выглядело действительно величественно.
Напоследок хочу заметить, что в Афинах древнегреческое искусство можно обнаружить даже в метро. Как и в Риме, здесь при строительстве станций пришлось одновременно делать археологические раскопки. Например, во время строительства станции «Acropolis» археологи раскопали целую деревеньку античных и средневековых времён. Жили там до XIII века, когда всё пришло в запустение с приходом франков.
Также здесь выставлены скульптуры, да не абы какие, а с восточного фриза Парфенона. Это — гипсовый слепок с оригинала, который лорд Элджин увёз в Лондон, где он (оригинал, не лорд) с 1816 года выставляется в Британском музее.
Слева — Гелиос (которого совсем нет) с четырьмя конями, дальше Дионис, сидящие фигуры — Деметра и Кора, стоящая — Геба или Артемида.
А на перронах — фризы с того же Парфенона. Это, скорее всего, западный, с которого лорд Элджин увёз только две панели — остальное выставляется в музее Акрополя.
Многие из этих объектов можно посетить по единому билету за 30 евро. В билет входит Акрополь (но не Акропольский музей), Греческая Агора, Римская Агора, библиотека Адриана, Олимпейон, Керамикос и Ликейон.