Остров Мон-Сен-Мишель, омываемый самыми сильными в Европе приливами — строгий, неприступный, и вместе с тем величественно красивый, — был моей давней мечтой, которая в этом году наконец-то осуществилась.
На Мон-Сен-Мишель не ходят поезда, если не своим ходом, то добраться туда можно только на автобусе, да и то не до самого острова. Автобус останавливается рядом с информационным центром. Оттуда же ходит регулярный бесплатный автобус до острова. Но с моей точки зрения, гораздо лучше пойти пешком.
Вокруг — просторы, овечки, и зимой совсем нет людей, так что идёшь по дороге почти один и можно распевать песни во всё горло.
В правильную погоду всё вокруг аббатства должно быть залито водой. С водой мне не повезло — её было очень мало. Говорят, колебания её уровня могут достигать 15 метров.
Зато повезло с туристами, ибо их тоже почти не было видно.
На острове много лестниц — пространства мало, и всё растёт в высоту.
Первые монахи-отшельники поселились здесь ещё в VI веке. Культ Св. Михаила, которому остров обязан своим именем, возник в VIII веке, когда епископу из города Авранш явился архангел Михаил и повелел построить здесь церковь.
Наибольшее количество монахов здесь проживало в XII веке — аж 60.
Вход в аббатство — по очень крутой лестнице, с двумя нависающими башнями над проходом.
Вид с лестницы на ведущую к острову дорогу.
Церковь аббатства воздвигали с 1023 по 1085 год, но от постройки тех времён сохранилось очень мало. Нынешний фасад церкви, в классическом стиле, построен в 1780 году.
Перед церковью есть небольшое пространство, с которого открываются виды на отмели, серое небо и чаек.
Вон те три больших окна на заднем плане — это от монастырского дворика, клуатра.
Романский неф XI-XII века, готический хор XV-XVI века. Меня поразила верёвка от колокола, так запросто привязанная к колонне, как-то очень… по-домашнему, что ли.
Из церкви путь ведёт в клуатр XIII века.
Проёмы в западной стене должны были вести в зал собраний, но он так и не был построен, и проемы были замурованы. Застеклили их во время реставрации XIX века, и теперь отсюда открывается вид на водные просторы вокруг острова.
Арки галереи расположены в шахматном порядке — для большей устойчивости. А своды — деревянные, для облегчения нагрузки.
Украшены они растительными мотивами, везде — разными. Редкие фигурные сюжеты сохранились плохо.
Из клуатра можно попасть в рефекторий — трапезную монахов.
Непосредственно под рефекторием находится гостевой зал, предназначенный для приёма знатных паломников (среди которых, кстати, были и короли Франции).
Гигантские камины (я могу там встать и буду целиком помещаться) использовались когда-то для приготовления еды, тот угол зала был кухней, отделённой от остальной части гобеленом.
Рядом с ним — крипта толстых столпов, строительство которой началось в 1446 году в качестве фундамента для готического хора церкви наверху. В центре крипты — десять массивных колонн пятиметровой окружности.
На полу в крипте — два кусочка древнего мощения.
Гигантское деревянное колесо было установлено здесь в 1820 году, чтобы поднимать пропитание для заключённых, находившихся в тюрьме, в которую аббатство было превращено в XVIII веке.
Слева — вид от колеса вниз. Справа — часовня св. Этьена, где отпевали умерших.
Зал рыцарей. Считалось, что он так назван в честь ордена рыцарей св. Михаила, учреждённого 1469 году Людовиком XI, однако этот орден в Мон Сен Мишеле ни разу не собирался.
Выйдя через сувенирный магазин (весьма неплохой, кстати), снова оказываешься у стены с видом на окрестные просторы. Вон там, примерно в середине кадра — маленькие фигурки людей, не побоявшихся зыбучих песков и вышедших за пределы крепостных стен.
Выход из аббатства немного с другой стороны от входа, зато как раз удобно попасть на крепостные стены, спасшие остров во время Столетней войны.
Многие дома деревни сохранились со старых времён.
Очень не хотелось уходить, казалось, можно бесконечно смотреть на рисунки водных путей на песке и слушать шелест ветра.