Мец

Покинув Нанси, мы в тот же день отправились в Мец (Metz), столицу Лотарингии, вместе с ней переходивший то к немцам, то к французам.
Говорят, что в Меце смотреть нечего, кроме собора, но мне почему-то сам город понравился гораздо больше, чем Нанси (если, конечно же, не брать в расчёт модерн).
Осмотр, как водится, снова начался с вокзала.
Большое здание 1870 года, выполненное в рейнском романском стиле, было построено немцами.

Какие капители прелестные!

Напротив вокзала — здание почты в схожем стиле. 
 
Приехали мы поздно, пока заселились, пока до центра дошли — ужа спустилась темнота, так что собор мы увидели в ночи, освещённый и с горящими виражными окнами.


Как выяснилось на следующий день — вон то жёлтенькое (и синенькое), что светится в капелле, всё-таки не Шагал, а Жак Вийон.


На следующий день у нас было полдня на то, чтобы осмотреть город. Жили мы рядом с вокзалом, так что сначала вновь прошли по немецкому кварталу…




Porte Serpenoise — Змеиные ворота — являются триумфальной аркой 1852 года, построенные на месте старых укреплений 1466 года.

площадь Республики

В парке, рядом с площадью Республики — памятник Нею,
маршалу времён наполеоновских войн
Esplanade citadelle

Здание, частично сохранившееся аж с римских времён — палестра (спортивный зал) 380 года, располагавшаяся на территории банного комплекса, в 7 веке стала капеллой бенедиктинского аббатства. Saint-Pierre-aux-Nonnains. Считается, что это чуть ли не самая старая церковь во Франции.


Часовня тамплиеров была построена в 1180-1220 годах. В 1312, когда орден тамплиеров прикрыли, она перешла во владение тевтонцев. Эта октогональная капелла — единственное, что осталось из зданий комплекса. Позднего романского стиля. В 16 веке капелла используется для военных целей, так продолжается до 20 века — там хранили порох, а потом располагался центральный телефонный узел. В 1905 году военные продали её городу.


В конце Esplanade Citadelle — вот такой вот грот-прудик, совершенно очаровательно оформленный.



Бульвар, на который выходишь с эспланады, идёт вдоль речки, которая, впрочем, почти скрыта за кронами деревьев.


Temple Neuf, 1901
Вид на кафедральный собор


Temple Neuf


Наконец, выходим к кафедральному собору Сент-Етьен. Собор знаменит тем, что имеет самую большую во Франции площадь витражей — около 6500 квадратных метров. Строительство происходило на протяжении трёх веков, начиная с 1240 года.



Очень хотелось посмотреть собор изнутри, но удалось это сделать только мельком. Подошли мы к нему аккурат перед началом службы, так что я немного смогла прогуляться по боковым нефам и всё.



А после окончания службы было всего 15 минут до следующей! Я быстренько рванула за служителями, успела взойти по ступенькам и полюбоваться две минуты на витраж Шагала, когда меня обнаружили и вежливо выгнали. В итоге я смогла увидеть только два.

Витраж Шагала
Витраж Шагала

Самый старый витраж в соборе относится к 13 веку и описывает жизнь Св. Петра.




Ещё одна из самых старых церквей города — церковь Сен-Мартен. То, что можно увидеть сейчас — сборная солянка из разных веков, начиная с 12 и заканчивая 19 веком.

Площадь Сен-Луи

Ворота немцев — единственные сохранившиеся ворота в городе, оставшиеся от крепостных укреплений. Название они получили от немецких рыцарей — тевтонцев и госпитальеров — основавших неподалёку госпиталь. Первые ворота были построены в 1230 году, а затем расширены в 1445, какие-то изменения проводились в XVI веке. Выглядит внушительно.

Музей школы Нанси

Музей школы Нанси расположен в здании бывшей виллы мецената Корбэна, по адресу 36-38 rue de Sergent-Blandan. И это — превосходная коллекция предметов в стиле Ар Нуво. Ходишь и уже просто нет сил восхищаться, так его много.

Музей школы Нанси, вид из парка

Музей школы Нанси


Красота начинается сразу же как заходишь внутрь. Это — касса.

Стол, сделанный Эмилем Галле — прямо при входе.

Эта скамейка, оказывается, не скамейка вовсе, а ящик для хранения бильярдных киев.




Комната с вазами Эмиля Галле.








По вилле, конечно, надо брать экскурсию, потому что иначе красиво, но ничего непонятно. Мы озабочиваться не стали, а зря, наверное.

Столовая

Потолок столовой

В вилле два этажа. На лестнице, как водится, витраж.




На втором этаже — ещё одна витрина с творчеством Галле.




Совершенно чудная кровать — называется «Рассвет и сумерки», тоже Эмиль Галле. Для меня он, кстати, был прежде всего мастером по стеклу, а оказывается — не только. 




В общем, сплошные ахи и разбегающиеся глаза.

Нанси: модерн

Как я уже говорила, смотреть в Нанси нужно не пышное барокко. Смотреть в Нанси нужно модерн…


Модерн начинается почти прямо от вокзала.
Ресторан Excelsior, 1910 1-3, 1-3 rue Mazagran. Внутрь мы не заходили, а стоило бы — интерьеры гораздо более интересные, чем само здание.


Chambre de Commerce et d’Industrie, 1908, 40 rue Poincaré. Чудесные витражи (Жак Грюбер) и чудесная ковка (Луи Мажорель).



Graineterie Génin, 1901, 2 rue Bénit — 52 rue Saint-Jean.


Maison Houot, 1907, 7 rue Chanzy


Immeuble Biet 1901-1902, 22 rue de la Commanderie. Розы на первой фотографии — отсюда.


Pharmacie Jaques 1903, 33 rue de la Commanderie — 55 rue Jeanne-d’Arc




Maison du Dr Jaques 1905, 41 avenue Foch -37, rue Jeanne d’Arc.

Immeuble Loppinet 1902, 45 avenue Foch.Когда фотографировала — притормозила машина, чтобы не попасть в кадр. Впервые такое вижу, обалдеть.


А это не знаю, что такое, но тоже на avenue Foch, напротив следующего здания.


Immeuble France-Lanord 1902-1904, 71 avenue Foch



Просто так. Надпись — объявления запрещены, закон от 29 июля 1881.


Тоже не знаю, что, но вроде бы на rue de Laxou.


Immeuble Mangon 1902, 3 rue de l’Abbé-Gridel



Просто так. Окошко напротив виллы Мажорель. По-моему, прекрасные занавески.


Собственно, вилла Мажорель, 1901-1902, 1 rue Louis-Majorelle. Несмотря на сплошной забор, вроде бы её можно посетить, если заранее об этом как-то договориться. Как именно — не знаю, мы за неимением времени даже не стали пытаться. Вилла — одно из самых известных зданий Нанси в стиле модерн.




Не знаю, что за дом, но недалеко от виллы — если не ошибаюсь, rue Palissot 24.


А этот витражик — напротив, значит, rue Palissot 19 или около того.



Дальше точные адреса я сказать уже не могу, не помню. Но эти здания находятся все в одном квартале — le parc de Saurupt — rue des Brices,  rue du Maréchal Gérard и около.






В туристическом офисе города дают бесплатную брошюрку, где перечислены все известные здания в стиле Ар Нуво — с картой и адресами. Разбросаны здания по всему городу, за день посмотреть все очень сложно, но мы всё-таки успели посмотреть большую часть. Более того, мы даже сходили в музей, о котором я расскажу в следующий раз…

Нанси

В мае ко мне приезжал в гости папа и мы с ним поехали на три дня гулять.
Очень хотелось съездить в Люксембург, ну и заодно посмотреть города по дороге. В Стасбурге я была совсем недавно, поэтому выбирала между Нанси и Метцем. Выбрать не смогла, поехали в оба.
Отзывы говорят разное. Помню, кто-то сказал, что Нанси слишком пышный, но главное в нём совсем не это, хотя барокко, конечно, присутствует…

Вот эта триумфальная арка (на фото выше) — по дороге от площади Станислас — воспроизводит формы арки Септимия Севера на Римском Форуме (а я всё думала, почему она мне кажется знакомой).

Площадь Станислас — площадь Станислава — была создана при герцоге Станиславе Лещинском в 1752-1755 годах. В центре изначально был поставлен памятник Людовику XV, однако во время революции его, естественно, снесли. А после 1830 года в центре появился сам Станислав Лещинский.


По углам плозади — позолоченные решётки и фонтаны. Сплошное барокко.



Беседка в парке Пепиньер недалеко от площади.


Place de la Carrière и вид на триумфальную арку с другой стороны.


Бывшая резиденция лотарингских герцогов, построенная в XVI веке.

Герцогский дворец

Церковь Сан-Эпвр стоит на бывшей рыночной площади. Новодел — XIX век.

Церковь Сан-Эпвр
Церковь Сан-Эпвр, роза
Porte de la Citadelle, XVII век
Grande rue


Кафедральный собор, начало XVIII века.



Продолжение следует…

Выходные в Париже: крытые калереи и Parc de Sceaux

Так получается, что в Париж я последнее время езжу ровно по одному поводу — встретиться с мамой.
Две недели назад назад я провела там два дня. Ничего выдающегося не видела, но кое-что весьма интересное было.

Не имея куртки для хайкинга, очень хотелось попасть в Декатлон. Загуглила, выяснила — в центре, ура, пошли. Декатлон меня поразил — много всего и очень-очень дёшево. Купила куртку за 30, что ли, евро (здесь они стоят — от 100). Недалеко от магазина (который находится недалеко от Триумфальной Арки на площади Звезды), по адресу  34 Avenue de Wagram, наткнулись вот на этот прелестный домик.

Не очень хорошо видно при таком солнечном освещении и сквозь тень от листьев, но ведь шикарный же декор! Вон там, под балконом (фото выше) — какие-то гигантские зелёные жуки-скарабеи.


Вечером около Оперы мы встретились с одной русской знакомой, живущей в Париже уже больше 10 лет. Немного погуляли в квартале — она показала нам крытые галереи. Раньше можно было по ним идти и идти, лишь иногда пересекая улицы. Теперь же осталось немного, но всё равно, квартала три-четыре по ним пройти можно.
Все они разные, какие-то победнее, какие-то побогаче. Удивительно, я даже не представляла, что такое есть в Париже. Хотя о их существовании знала — из книги Золя, которую я щас пытаюсь читать, и из какого-то милого японского аниме про Париж, названия которого уже не помню.


Сейчас в этих галереях, как и раньше — магазины, иногда встречаются местечки на перекусить, кстати, вполне неплохие.


В воскресенье мы с мамой поехали в парк, посоветованный нашей знакомой. Про этот парк мы знали ровно две вещи: он называется Parc de Sceaux (и находится на соответствующей остановке RER) и его спроектировал Ленотр, знаменитый ландшафтный архитектор.
Ленотр сначала работал на суперинтенданта финансов Фуке, сделав для него Во-ле-Виконт, однако после того, как Фуке был арестован Людовиком XIV, он перешёл на службу к королю и, между прочим, сделал для него Версаль.



Я всегда любила английские парки больше французских — быть может, потому, что вырастить ровно постриженные деревья у нас не позволял климат, а так — что такого особенного.
Однако Ленотровские парки действительно замечательны. Они удивительны своей сменой ландшафтов — идёшь, видишь один вид. А через некоторое время опа — и он уже совершенно другой — например, как будто из ниоткуда, возникает пруд, которого не было видно раньше.


От дворца Кольбера уже ничего не осталось — он был разрушен во время революции, и на его месте спустя некоторое время построен новый.

Макет дворца Кольбера



Вид от дворца — в конце дорожки виден фонтан. А если пройти чуть подальше, то он перестанет быть виден, пока внезапно не покажется вновь.





Теперь мне очень хочется в Во-ле-Виконт, резиденцию Фуке — говорят, там парк впечатляет гораздо больше.

Кёкенхоф: парад цветов и тюльпанные поля

Так получилось, что мой приезд пришёлся на парад цветов — 42-километровое шествие платформ с цветами из Нордвейка в Гарлем. Путь этот в середине дня проходит мимо Кёкенхофа, так что у меня была возможность полюбоваться на творения местных цветоводов.
Вдоль дороги выстроились сплошные толпы людей, пробраться к краю возможности не было, поэтому фотографии в основном с головами и руками (и с телефона).
Начало, как водится, задержалось. Пока мы ждали, на сцене рядом комментатор выдавал какую-то информацию — на голландском и иногда на немецком, английского не было совсем. Кое-что я понимала, но не очень много, да и в любом случае уже ничего не помню.
Парад цветов представляет собой выстроенные на платформе с колёсами композиции, полностью сделанные из, собственно, цветов.
Было много околомонарших тем, а также почему-то про деньги.


Некоторые из этих мельниц даже крутились!






Несколько раз ходили люди с сачками — просили денег себе за труды.


А вот эти — обладатели первого места. Сделали цветы из цветов!











Ну и под конец — из окна автобуса, вёзшего меня из Кёкенхофа в аэропорт, — тюльпанные поля. Красиво!



Кёкенхоф: орхидеи

Орхидеи под открытым небом, понятное дело, не росли, однако им был посвещён целый павильон. Целый павильон орхидей! Очень разные, очень красивые, много-много. Смотрите картинки.












Павильон был почему-то посвящён теме любви — повсюду love, а также сердечки, подушки и торт с новобрачными.





Кёкенхоф: живность

Помимо многочисленных цветов, была в парке и маленькая «ферма» с разнообразной живностью — кролики, козы, куры-утки и даже павлин, который внезапно решил покрасоваться и распустил хвост перед самочками, которые, однако, не обращали на него никакого внимания.




На всех, кроме коз, можно было смотреть из-за забора. Козы же обретались в пространстве, доступном для посетителей, и были очень дружелюбны.






Кёкенхоф

Больше всего в парке было, конечно, тюльпанов. Но и других цветов тоже немало. Под открытым небом — нарциссы, гиацинты и мускари, в павильонах — лилии (немного совсем), альстремерии, амариллисы, сирень, гортензия.

Заяц в гиацинтах
Тюльпаны, выглядывающие из мускари

Читать

Кёкенхоф: тюльпаны

Парк Кёкенхоф был спроектирован в 1840 году. Первая выставка цветов прошла почти 100 лет спустя — в 1949. Теперь с конца марта до середины мая сюда приезжают сотни тысяч туристов.
Сотни различных видов, с иногда смешными именами (Оранжевый Монарх, Лососёвый попугай, Горячие Штаны, Fly away — Улетай и т.п.). Впрочем, названий я читала немного, я смотрела и восхищалась.
Дальше — фотографии, в основном только тюльпанов и тюльпанных полей.

Что-то полудикое, росло в подлеске —
умные люди говорят — рябчик шахматный
Это, кажись, один из попугаев

В парке была пара сувенирных мест (сплошные тюльпаны и Ван Гог).


Был и Ван Гог в тюльпанах.



Такие замечательные, остроконечные!

А эти мне напомнили вылупляющихся бабочек




Пожалуй, мой любимый из тех, что на фотографиях






Можно было проехаться на лодочке по каналам вдоль тюльпанных полей — 45 минут поездки и два часа ожидания. Я не поехала, а просто полюбовалась на открывающиеся из парка виды.