Неаполь: Геркуланум

В Помпеи ездят почти все, а вот до других раскопок доезжают немногие. А там есть что посмотреть!Геркуланум (Ercolano) во время извержения залило лавой, в результате чего сохранился он гораздо лучше Помпей — есть даже двухэтажные здания с лестницами!
Из 20 гектаров, которые когда-то занимал город, сейчас доступны только четыре с половиной — остальное находится за пределами археологической зоны, частично — под современными зданиями.

Вид на Геркуланум

На улицах кое-где даже сохранились колонны.

А кое-где в зданиях, помимо росписей — деревянные балки, превратившиеся в уголь.






Как я уже говорила, двухэтажные здания можно наблюдать не только снаружи, но и изнутри!




А где-то сохранились не только деревянные балки, но и целые перегородки!


Бани здесь не такие впечатляющие, как в Помпеях, зато — с мраморными скамейками и мозаиками!




А вот в этом доме сохранилась изумительная колоннада второго этажа. И прекрасные капители на первом.





В Помпеях тоже были водопроводные трубы, но не в таких количествах.


Решётки на окнах мне почему-то всегда очень нравились. Они такие забавные, облепленные.




Это — очередные бани, куда можно было заглянуть сквозь стекло, но куда, увы, не пускали.

Окрестности Неаполя. Помпеи

Первые упоминания о Помпеях относятся к концу 7 века до нашей эры. В 4-3 веке до нашей эры город захватили римляне, потом жители взбунтовались, и в 80 году до нашей эры Корнелиус Сулла взял город, который теперь стал римской колонией.
В 62 году нашей эры в регионе случилось сильное землетрясение. В городе начались восстановительные работы, но повреждения были настолько обширны, что работы по восстановлению велись до самого 24 августа 79 года, когда случилось то самое извержение Везувия, погребшее Помпеи.
О городе забыли. Обнаружили его в 16 веке, но распопки начались только в 1748 году, и проводятся до сих пор, по сей день являя миру новые открытия и находки.
Поездка в Помпеи — развлечение на целый день, хотя при нехватке времени можно уложиться в полдня — тогда, правда, и обежать успеешь только половину Помпей.

Читать

Подземелья Неаполя

На Рождество у нас было четыре дня выходных подряд, и я решила, наконец, поехать в Неаполь, куда я давно хотела, но не могла попасть из-за неудобного расписания изиджета.
В Неаполь мы прилетели 25 вечером. Нашли автобус из аэропорта, добрались до города, соориентировались и потопали в сторону гостиницы.
Забавно, что меня даже знакомые итальянцы предупреждали, что, мол, в Неаполе надо быть осторожным и на неприятности не нарываться.
С моей же точки зрения, где бы ты ни был, освещать дорогу айфоном — плохая примета. В Неаполе, правда, всё может оказаться куда прозаичнее — у моего спутника телефон попытались просто-напросто выхватить из рук (на большом освещённом проспекте). Не удалось, но зато репутация города была поддержана в самый же первый вечер.
Отель на удивление оказался bed&breakfast — обычно я беру что подешевле и, соответственно, без завтрака. Завтрак ничего особенного, конечно, не представлял, но вот кофе… кофе был божественный — причём просто-напросто сваренный в турке на плите. Если что, я про капучино — пить эспрессо я так и не научилась.
В первый день мы отправились в Помпеи, во второй — в Геркуланум, так что на сам город нам остался только последний день.
Мы провели его с пользой: спустились в подземный Неаполь и полазили по катакомбам.
Но обо всём по порядку.

Дуомо — кафедральный собор — посвящён святому Януарию, главному неаполитанскому святому. Считается, что он защищает город от угрозы извержения Везувия. Он был обезглавлен в 305 году во время гонений Диоклетиана.

Дважды в год можно лицезреть чудо святого Януария: разжижение его крови, хранимой в реликварии.

В длину собор достигает почти 100 метров.

Рядом вот с этой церковью, на площади Гаэтано, расположен вход в подземелья Неаполя.


Внутрь можно попасть только с экскурсией. На итальянском они, как мне кажется, проводятся почти постоянно, на английском — раз в два часа. Очередь приличная — мы пришли за 20 минут до открытия, там уже стояло человек 30.

Подземелья начали создаваться при добыче камня — туфа, который греки использовали для строительства стен и храмов.

Инсталляция, наглядно показывающая добычу камня.

В XX веке подземелья были заброшены, и жители стали использовать их как свалку для мусора. Во время Второй Мировой войны правительство решило использовать их в качестве бомбоубежища. Поскольку вывезти весь скопившийся мусор не представлялось возможным, его разровняли и утрабовали, так что мы ходили примерно по двухметровому слою выкинутых вещей.

Когда-то выкинутые детские машинки — немногие остатки.

Во времена древних римлян  под Неаполем был построен акведук и большое количество огромных цистерн с водой. Ходы, по которым мы ходили, остались как раз от акведука.


Определить это можно было по встречающимся иногда колодцам. Раньше колодцы были единственным доступом под землю, и единственными людьми, туда спускавшимися, были чистильщики цистерн.


Между цистернами были проложены узкие ходы. По одному из них мы прошли, освещая себе путь свечами — чтобы ощутить атмосферу. Ходы действительно узкие, уже ширины плеч.


Сейчас вода циркулирует в замкнутом пространстве, наполняя несколько цистерн — это сделано, чтобы показать, как оно было раньше. Забавная деталь — в одной из цистерн на дне обнаружила два мобильных телефона. Кто-то, видимо, слишком увлёкся фотографированием.


В подземельях температура всё время на одном уровне, и очень высокая влажность. Желая их как-то использовать на благо городу, учёные сейчас проводят эксперимент, проверяя, можно ли там что-нибудь выращивать. Поскольку влажность очень высокая — около 90% — растения не надо поливать, всю нужную им влагу они могут взять из воздуха.

И помимо растений — роскошные грибы!

Вторая часть экскурсии по подземному Неаполю посвещена остаткам римского театра. Археологи знали его примерное расположение — оно угадывается даже просто по силуэту улицы, изгибающейся полукругом. Однако хотелось иметь какие-то более существенные доказательства. Опрашивая местных жителей, они среди прочего оказались в квартире одной старушки. Заинтересовавшись многочисленными арками, они расспросили её поподробнее, и она показала им погреб, в котором она хранила вино. В итоге старушке предложили другое жильё, а тут начались археологические работы.
Штукатурку сняли, и под ней обнаружили древние стены.

Старушкин погреб — правда, слегка
расширенный дальнейшими раскопками.

Вниз нас, увы, не пустили

Вот эта белая стенка посередине — кухня обычной квартиры, где живёт обычная неаполитанская семья.


А это — одна из арок театра, встроенная в ансамбль улиц.

В последнем помещении, куда нас завели, тоже оставшемся от театра, выставлялис presepi — рождественнские вертепы, особенно популярные в Неаполе.


Выбравшись из подземелий, мы потопали вверх, на холм — исследовать катакомбы. Можно туда и поехать на автобусе — от пьяццы Данте — но мы не ищем лёгких путей.

Пьяцца Данте

Катакомбы Святого Януария находятся у подножия холма Каподимонте, к северу от Неаполя, и являются наилучше сохранившимся подземным кладбищем на юге Италии.

Вход в катакомбы — слева от церкви

Появление первых катакомб относится к концу II — началу III века нашей эры. В катакомбах есть захоронения трёх типов — выдолбленные в стенах или в полу локули, когда-то покрытые мраморными плитами, или же более просторные комнаты, перегороженные когда-то решётками, в которых хоронили более богатых, как правило, членов одной семьи.


Кое-где до сих пор сохранились фрески и мозаики. Эта фреска VI века, например, говорит о Теотэкнусе, похороненном вместе со своей дочерью Нонносой и женой Иларитас. На стене даже указано, в каком возрасте они умерли.


Главный проход верхнего уровня катаком является трёхнефной базиликой, построенной в VI веке.


Здесь же когда-то был захоронен и сам Святой Януарий, однако его мощи долгое время перемещали из одного места в другое (в том числе и за пределами Неаполя), пока они наконец не оказались в Кафедральном соборе Неаполя.
Под верхним уровнем катакомб расположен ещё один, нижний, где, среди прочего, есть баптистерий, что уникально — ведь это, по сути, крестильня на кладбище.
Некоторые считают, что ниже есть третий уровень, но этого никто точно не знает, а Ватикан, которому принадлежат катакомбы, не разрешает дальнейших раскопок.

Нижний уровень катакомб.

Кроме катакомб Святого Януария в том же районе есть ещё одни, но они работали только с утра, так что в них мы заглянуть не успели.
Вместо этого мы пошли в Фонтанелле — хранилище-костницу. После чешских и римских она выглядит не так интересно, но всё равно впечатляюще, прежде всего масштабами пещеры. Непонятно, почему — некоторые черепа были в деревянных демонстрационных ящичках, все покрытые толстенным слоем пыли.
Когда-то здесь было кладбище, сюда же свозили чумных, а потом, мне кажется, вообще любые найденные останки. Информации почти никакой не было, вход был бесплатный, и лишь маленькая поеденная дождём и временем информационная табличка при входе — естественно, только на итальянском.




Вот таким подземельным оказался мой визит в Неаполь.
А птицы на привокзальной площади в Неаполе такие же, как и в моём любимом Риме — очень многочисленные, шумные и летающие роем (да-да, не стаей, а именно роем!).

Япония: общие впечатления и итоги

Оглавление:
 День первый: прилёт, океан, вечер в Токио
 День второй: храм Касамори Каннон, префектура Чиба
 День третий: Шибуя и Синдзюку
 День четвёртый: Уэно и Янака
 День пятый: Асакуса и музеи
 День шестой: Хаконэ, Фудзи!
 День седьмой: Никко
 День восьмой: Камакура, Великий Будда
 День 9-10: Токио, переезд в Киото
 День 11: Киото, Арасияма и много торий
 День 12: Нара
 День 13: Киото в дождь — Гинкаку-дзи и другие храмы
 День 14: Кинкаку-дзи, Ниномару, Санджюсангендо
 День 15: Токио, Одайба

Что я могу сказать про Японию в общем и целом?Мне очень понравилось.Оказалось совсем не так страшно, как я думала. Знание японского, конечно, немного помогло, но скорее психологически, чем реально. Читать я всё равно не могла из-за незнания иероглифов, а чтобы задавать простые вопросы, хватит какого-нибудь разговорника и махания рук.Очень вкусная еда.
По финансам — к моему удивлению, не так дорого, как я думала, хотя в общей сложности, конечно, недёшево. Но это всё — с моей швейцарской точки зрения, поездка из России имеет совсем другую перспективу.Билеты обошлись в 800 франков с человека, купленные на распродаже больше чем за полгода до поездки. Это уже полная стоимость — с процентом за оплату кредиткой и с страховкой. Впервые в жизни взяла страховку от авиакомпании, потому что было немного страшно — ехать далеко, билеты дорогие, и кто знает, что будет там, в ноябре. Но в итоге — поездка как поездка. Очень важная вещь перед поездкой — озаботиться проездом в самой Японии, а именно, понять, нужен вам JR Pass или нет — купить его можно только вне страны. Нам JR Pass второго класса на 14 дней обошёлся в 443 франка с человека.За гостиницы (14 ночей) мы заплатили 123’100 йен. Гостиницы советую искать заранее, особенно в Киото. Мы брали за два месяца, и их было уже очень мало за небольшие деньги. Хотя, может, дешёвых там всегда мало.
В общей сложности, потратили мы там оочень много. На всё про всё (с гостиницами и перелётом) — примерно три тыщи франков с человека. Но я не сдерживала себя, думая, что когда я ещё сюда поеду, и если мне хотелось вооон тот чудесный шарфик, или ещё один шашлычок (несмотря на то, что я уже съела 10), я брала этот шарфик и этот шашлычок. В итоге расходы на двоих на 15 дней получились примерно такими (ошибки в вычислениях точно присутствуют, но общий порядок понятен):
Еда — 87’747 йенТранспорт — 20’960 йенХрамы и музеи — 25’180 йенГошуин — 12’100 йенСувениры — 44’885 йенПокупки — 80’000 йен
На музеи и храмы в Киото мы потратили гораздо больше, чем в Токио. Покупки — это, в основном, одежда и что-то для себя. В них, в том числе, входит жемчуг, который я таки себе купила. Сувениров было очень много, эту сумму можно урезать, думаю, больше чем вполовину. Гошуин получился, конечно, дороговат, но мне очень хотелось.
Немножко про сувениры. Веера, с моей точки зрения, надо покупать в Киото — богатый выбор очень красивых и хорошо сделанных.  Ещё мне очень понравились кожаные вещи в технике Инден — декоративная ручная лакировка на оленьей коже. Утверждается, что эта техника передавалась на протяжении 13 поколений в одной семье. Когда-то её использовали для украшения самурайских доспехов. Очень красиво, но и недёшево. Я себе не купила. Из Хаконэ надо везти вещицы маркетри — в технике деревянной мозаики. Эта техника была придумана в период Эдо, в начале 19 века.
Когда я считала цены, то йены разделяла на сто, чтобы получить цену во франках (ограничение сверху). В рублях что там — не имею ни малейшего понятия. Но моё ощущение такое — если справиться с процессом получения визы, то можно спокойно ехать из России в Японию, если у вас есть финансы для путешествий по Европе.
Многие меня спрашивают, что мне больше всего понравилось в Японии или что меня больше всего поразило. Не знаю. Всё понравилось. Чтобы что-то поразило особо сильно — пожалуй, нет такого. Было много маленьких удивлений, к которым через две недели привыкаешь, так что они кажутся нормальными.Удивило, кстати, что все говорят про то, что нет вайфая. Да, в кафе его нет, но он, например, есть в каждом магазине 7/11 (бесплатный и не требующий регистрации заранее, правда, надо понять, на какие японские кнопки там жать), да и просто на улицах иногда встречается. В торговых центрах иногда можно попросить пароль, показав на ресепшене заграничный паспорт.
Очень хочется вернуться ещё раз — особенно когда смотрю фотографии. И знаете что? Я обязательно поеду снова! Быть может, в следующий раз — на цветение сакуры…

Япония, день 15 и последний: Одайба

И вот, настал последний день. Две недели пролетели безумно быстро. И удивительно, что под конец я не чувствовала себя усталой и слишком переполненной впечатлениями — я готова была гулять ещё.
На последний день мы взяли дневной билет на метро — JR пасса у нас уже не было.
Немного деталей — запрет курения на улицах и смешные картинки в метро. Была ещё другая, где хомяк уплетал громадные орехи, а сидящий рядом, что ли, лис смотрел на это грусными глазами, но она у меня не получилась.



С утра поехали в Шибую. Целью было кэткафе — кафе, куда можно придти и тискать кошек. Найти его оказалось непросто. Там, где оно было по заявлению моего путеводителя, ничего не оказалось. Проторчав попутно часик в магазине (на последнем этаже которого оно должно было быть), вернулись обратно к старции, спрашивать. Выдали какой-то адрес, нашли, хоть и с трудом.

Кэткафе Хэпи Неко — «счастливый кот»

Кафе оказалось не таким, каким я его ожидала. Встречает оно чем-то вроде пропускной будки. К окошку подошла тётя и, не говоря ни  слова, выдала бумажку правил. Что нельзя приходить владельцам других кошек, побывав до этого в другом кэткафе, больным, и т.п. Было написано про то, что можно делать и что нельзя, в общем, целые своды.
Внутрь не пошли. Во-первых, после всех этих дождей я кашляла, а во-вторых, оставалось уже мало времени — а нам хотелось успеть ещё  в пару мест и приехать на Одайбу (островной квартал Токио) не очень поздно.
На Одайбу ходит надземный монорельс, с которого можно наблюдать проносящиеся мимо небоскрёбы. Наконец, пересеча длиннющий мост, мы оказываемся на острове.

Первое, что бросается в глаза — копия Статуи Свободы.


Совершаем круг почёта вдоль набережной и удивляемся выставленным в ряд штативам, без фотографирующих владельцев, а некоторые даже и без камер.


К сожалению, приехали мы всё-таки поздно — на закат не успели, но увидели садящееся солнце из поезда.


Пошли вглубь острова — немного поисследовать окрестности. Наткнулись на гигантского робота — или кто это. Вдалеке — колесо обозрения, до которого мы уже не пошли.
Мы отправились есть — и попробовали рамен — лапшу в супе. Понравилось, тепло и сытно.



Возвращались уже в темноте. Одно из зданий было как экран — всё время светилось разными цветами, показывая картинки и надписи — 2015, ёлку, колесо обозрения, ещё что-то.


Тем временем концентрация народа на набережной увеличилась, штативов стало больше. Заметив камеры, направленные в небо, подумали — может, салют? Но как-то не очень верилось — 6 декабря, обычный день, с чего бы это. Однако до 7 вечера оставалось лишь чуть больше пяти минут — решили, что если что-то и начнётся, то в семь, и остались подождать.



И не зря! Я увидела самый роскошный в своей жизни салют. Я потом спросила нашего знакомого — Нобу — он сказал, что в декабре на Одайбе каждую субботу устраивают салюты, и что если мы этого не знали, то нам повезло.


Салют был шикарен. Просто красив, но ещё и забавен местами — были фигурки смайликов, санты, ёлочки и ещё чего-то.

Это улыбающийся смайлик.
В реальности, естественно, он не был таким
размазанным и выглядел куда лучше.


На такой радостной ноте закончилось наше первое знакомство с Японией.

Япония, день 14: Киото — Кинкаку-дзи, Ниномару, Санджюсанген-до

На последний день в Киото у нас был придуман большой план — надо было посмотреть всё то, что мы ещё не успели увидеть. Начали мы с Кинкаку-дзи — Золотого павильона. Он был построен в конце 14 века, и простоял неизменным до 1950 года, когда его сжёг какой-то безумный монах. Павильон восстановили, потратив на него 50 килограмм сусального золота.

В хороший солнечный день он выглядит особенно ярко.
Несмотря на тишину на фотографии, в реальности вокруг были жуткие толпы — причём не туристов, а японских школьников. Я не очень понимаю, им что, учиться не надо было?

Золотой павильон впечатляет больше Серебряного, но вот зато у Серебряного садик интереснее.


После Кинкакуджи мы отправились в расположенный неподалёку Реан-дзи, знаменитый своим садом камней. В саду камней действительно лежат камни — 15 камней и белый песок, и больше ничего. Утверждается, что с любой точки один из камней никогда не виден, но я не проверяла.
Великий смысл сего мне непонятен, но посмотреть посмотрели. Там же, кстати, весьма красивые расписанные перегородки.



Поехали на автобусе в замок Нидзё (тот самый, который оказался закрыт по вторникам в декабре). Территория окружена забором, внутри — парк, галерея, дворец Ниномару, ворота Карамон и остатки замка Хонмару.

Карамон
Деталь Карамон

Вход в дворец Ниномару

Деталь над входом в дворец Ниномару

Я считаю, что Ниномару — это обязательный пункт программы при посещении Киото. Он очень роскошен, и к тому же, даёт возможность передохнуть от бесконечной вереницы храмов (которых, напомню, в Киото больше полутора тысяч).
Внутри фотографировать нельзя, вот пара изображений с просторов интернета:




Ниномару — место, где сёгун жил и работал (т.е. принимал вассалов), и поэтому дворец полон разнообразных хитростей, служащих для его безопасности скрипящие соловьиные полы, скрытые комнаты для охраны, потайные двери.

Деталь крыши дворца.
По бокам — изображения птиц.



В саду увидела интересные скрученные деревья. Табличка рядом гласила, что это потомки деревьев, переживших атомный взрыв в Хиросиме, хоть и находившихся всего в 1,3 км от эпицентра.


От Ниномару поехали в храм, который не успели посмотреть в дождь — в Киёмидзу-дэра. Он оказался весь в лесах, и мы, разочаровавшись, туда не пошли,  хоть, может, и зря. 



По дороге обратно зато купили местных блинчиков, самые вкусные — с апельсином.
Последним пунктом программы на день был Санджюсангендо, храм 1001 Каннон. Это, я считаю, тоже обязательно к просмотру — впечатляет.

Санджюсанген-до.

Действительно, 1001 деревянная скульптуры, вырезанные 70 мастерами с учениками на протяжении 17 лет.

Фото из Интернета.
И да, оно дейтсвительно так выглядит!

Достойной завершение нашего пребывания в Киото.

Япония, день 13: Киото в дождь — Гинкаку-дзи и др.

Сегодня опять был день дождя, и я опять вымокла. Начали день мы с завтрака на вокзале и с автобусной поездки в Гинкаку-дзи — Серебряный павильон, сооружённый в XV веке сёгуном Ёсимасой Асикагой как часть своей загородной виллы.  Считалось, что это — ответ золотому павильону Кинкаку-дзи.
Пройдя сквозь ряд сувенирных лавочек, дошли до входа в храм. 

Внутри — совершенно чудный японский сад!



По причине дождя путеводитель я не доставала, так что про павильон ничего не знала. В итоге была немного разочарована, ибо ожидала, что павильон будет действительно серебряным. Тем не менее, красота сада меня со всем примирила.
Почему павильон не покрыт серебром, на самом деле неизвестно — то ли из-за войны, то ли его и не собирались посеребрять.

Серебряный павильон, Гинкаку-дзи

Выходим обратно на сувенирную улочку, и сворачиваем к каналу, вдоль которого вьётся Философская тропа (Tetsugaku-no Michi). Наверное, в хорошую погоду там приятно прогуляться, но в дождь начиная с некоторого момента я уже думала только об одном — когда же она кончится. Путеводитель утверждал, что вдоль неё расположены многочисленные кафе, но что-то я их наблюдала не очень много. Пару раз встречались сувенирные лавки. В одном месте я нашла себе шарфик. Экономя наличку, решила заплатить карточкой. Так карточкой проводили через крошечный прибамбас, выставленный в айфон! А чек потом прислали на емейл. Мир мобильных технологий, что тут скажешь.

Наконец, свернули от канала в город, прошли ещё немного и дошли до очередного храма — Хэйан-дзингу, в который заходить не стали — храм был молодой, 1895 года, а здания ещё моложе — 1976, построенные после пожара. 
Заглянули в Центр ремёсел — четырёхэтажный магазин сувениров. Решили вернуться вечером, в темноте. Парочку храмов пропустили. Один из них, Тион-ин (Chion-in), оказался почти весь на реконструкции до 2019 года — в том числе и 24-метртвые ворота при входе были в лесах. 
Следующий храм, Ясака-дзиндзя, посмотрели мельком. Именно здесь начинаются и заканчиваются два парада главного летнего фестиваля Киото —  Гион Мацури.

Ясака-дзиндзя

Ясака-дзиндза

В следующий храм, Кодай-дзи, решили не заходить — становилось всё мокрей. После него, наконец, появились старые улочки с деревянными домишками, полные лавок с едой и сувенирами — есть куда заглянуть, чтобы передохнуть от дождя. И — внезапно — небольшие толпы женщин в кимоно.



Очередной храм мы пропустили, свернув не в ту улочку, и решили в итоге оставить его на завтра — мои ноги к этому времени не только промокли, но и замёрзли. Посушив в гостинице стельки феном, поехали снова в Центр ремёсел.  Для покупки хороших качественных сувениров — отличное место. Немного открыток, бумага для оригами, жемчуг и лакированные изделия, маркетри из Хаконэ, веера, кимоно, чай и васаби.
Можно сделать и такс фри — причём стоимость покупок объединяется, несмотря на то, что платишь на каждом этаже. Такс фри — от 10000 йен, и в Японии оно действует немного по-другому: налог возвращают сразу, в паспорт вклеивают листочки с перечнем того, что было куплено, которые нужно отдать таможеннику в аэропорту. Теоретически, в аэропорту могут попросить посмотреть товары, но нас не просили вообще ничего.
Кстати, что касается налога — в Японии цены иногда указываются с налогом, а иногда без. Вот так покупаешь открытку за 100 йен, а платишь 108. Неудобная практика.

Япония, день 12: Нара

Сегодня мы поехали в Нару. На вокзале в информационном центре взяли карту и пошли в сторону первого из трёх основных храмов Нары. Только мы успели забраться по лестнице к святилищу, как к нам подошла девушка и предложила провести нам бесплатную экскурсию. Мол, она студентка, член какой-то ассоциации, и вот. Мы с радостью согласились. Настоящей экскурсий это, конечно, не было, но всё равно было очень здорово — что-то она нам рассказала. 

Кофуку-дзи

Первый храм — Кофуку-дзи — знаменит своими деревянными статуями — Буддой медицины и 12 генералами, которым, оказывается, соответствуют 12 животным восточного календаря (находящимися в Токон-до — восточном золотом павильоне). 

Фото с интернета

 В соседнем здании, в Кокухокане, выставлено ещё больше. Среди прочего — огромная голова Будды VIII века.
Там же, в этом комплексе — самая высокая деревянная пагода в Японии. Или нет, вторая, после Киотской. 


Уже в Кофуку-дзи видим первых оленей, но когда проходим дальше, в сторону второго храма, они обступают со всех сторон. Особенно велика их концентрация рядом с ларьками, продающими оленье печенье за 150 йен. 


Нара славится своими оленями, которые являются почти ручными, хоть таблички и предупреждают,что они дикие и могут укусить, забодать и т.п. 

 За неимением печенек олени могут поесть вашу карту — так они попытались поступить с моей. В другой раз меня, жующую обычную печеньку (я бы поделилась, но мне сказали, что они не могут такое есть —  обычные печеньки, видимо, толстые слишком), пару раз покусали — хорошо, что за пальто. Ходили они толпой и косяками, переходили через дорогу по пешеходному переходу, в общем, попрали все мои представления об оленях. 




Второй храм — Тодай-дзи — оказался самым интересным. Во-первых, там самое большое деревянное сооружение в мире. А во-вторых, в этом сооружении сидит самая большая бронзовая скульптура в Японии — великий Будда.

Вход на территорию комплекса
Дайбуцу-дэн, самое большое деревянное сооружение в мире

Великий Будда Нары выглядит не так впечатляюще, как в Камакуре — из-за того, что сидит под крышей. Но всё равно очень здорово.
Высота статуи 15 метров, вес — 500 тонн.



Когда-то Тодай-дзи выглядел так: с двумя пагодами по бокам от Дайбуцу-дэна. Теперь от них остались разве лишь основания.

В одной из деревянных колонн зала есть дырка размером с ноздрю Будды, говорят, если пролезешь, будет тебе хорошо. Преуспевают в основном дети школьного возраста. 
По дороге к третьему храму а наконец-то узнала, в чём разница между храмом и святилищем. У святилища есть тории, и оно синтоистское, т.е. посвящено природе. У храма торий нет, но зато есть (или когда-то была) пагода и статуи, которым поклоняются — это буддизм. Естественно, разница, наверняка, не такая однозначная и там гораздо больше тонкостей, но для начала и такое объяснение сойдёт. 
Узнала, почему я иногда видела детей в кимоно — для мальчиков в 5 лет, а для девочек в 3 или 7 устраивают какую-то церемонию. На совершеннолетие — 20 лет — тоже.

Тем временем мы дошли до третьего храма, Касуга-тайша, знаменитого многочисленными каменными фонариками.


Внутри храма висят две тысячи бронзовых фонарей, каменных же не счесть.




В итоге Нару осмотрели за полдня, благодаря в основном нашей проводнице. В конце дня она нам выдала свою визитку с сайтом организации. Оказывается, экскурсию даже можно заказать заранее! А сейчас я, погуляв по сайту, даже нашла, что есть такая же организация в Киото.
Вечером, по дороге обратно, вышли на пару остановок раньше Киото и зашли в храм Инари, бога риса и деловых людей — но об этом я рассказала в предыдущем посте.
Совсем вечером, вернувшись в Киото, пошли есть. Хотели якитори, но место оказалось закрытым. Пошли чуть дальше, и в итоге ели окономияки — такие горячие лепёшки. Мест внизу нет было, так что по лестнице прошли на второй этаж (сняв предварительно обувь), и там сидели, как настоящие японцы, за низенькими столиками! В середине было какое-то нагревающее устройство, чтобы лепёшки не остывали. В общем, очень здорово, хотя якитори, конечно, вкуснее.

Япония, день 11: Киото, Арасияма и много торий

Чувствовала я сегодня себя не идеально, но вроде бы получше, чем вчера. И хотя с утра было непонятно, отхожу ли я целый день, я его всё-таки отходила.
Сначала мы пошли в То-дзи, храм по ту сторону от вокзала. Он известен самой высокой пагодой в Японии и 21 вырезанными из дерева статуями. Видела фотографии — очень красиво весной, когда цветёт сакура. 



В одном из двух храмов стояла толпа каких-то обычных японцев и скандировала что-то нараспев, обратившись лицом к будде. Необычно, и неожиданно — мотив такой тара-тара-тара-та.

Вернулись на вокзал, попутно вслушиваясь в светофоры, которые то куковали, то пищали пиу-пиу, поели. С вокзала поехали в замок Нидзё — всего пару остановок и немножко пройти. Дошли до края, нашли план, смотрим — два входа, оба далеко, идём к ближайшему. Доходим, а там табличка — в связи с реставрацией ворот вход закрыт, идите к другому. Идём к другому, а там надпись — в декабре по вторникам замок закрыт.

Так что ушли несолоно хлебавши — обратно к электричке, ехать дальше — в пригород Киото Арашияму. 
Сначала пошли смотреть главный храм — Тенрю-дзи. Рядом с храмом увидели вход в парк, пошли туда, заплатив 500 йен. Смотреть было особо нечего — прудик, несколько кленовых деревьев, фонтанчик с жабами, правда, роскошный бамбук. Вокруг — здания, по которым тоже ходят туристы, но вход с другой стороны. 



Кажется, японская слива

Вышли из сада, решив, что за такое 500 йен — это слишком. Пошли в храм — выяснилось, что за него можно доплатить 100 йен. Меня удивило, что можно пойти в сад и не пойти в храм, но не наоборот. Я бы сказала, что храм интереснее.

Храм представлял из себя не столько храм, сколько какие-то комнаты и переходы. Но, впрочем, любопытно.




Полюбовавшись напоследок видом на сад, мы вышли из храма и отправились к деревянному мосту Тогецукё — так и не поняла, чем он знаменит. У моста свернули, не переходя его, и плошли вдоль берега. Здесь снова увидели рикш — и снова я не узнала, сколько такое удовольствие стоит.



Свернув в сторону от берега и погуляв  по парку, подошли к вилле Окочи Санчо. Вилла внезапно оказалась дорогой — тыщу йен, но я решила, что это должно означать, что там скрывается что-то стоящее, и мы пошли. Действительно, не прогадали: вилла оказалась замечательным японским парком с тропинками, камушками и неожиданными видами. Более того, в цену входила чашка бесплатного чая и красивая открытка.



Пройдя чуть дальше по дороге, заглянули в один из храмов — ничего особого, тем более, что главное здание ремонтировались. Разве что на Киото посмотреть можно. 

 
 Дело шло уже к вечеру, и мы отправились обратно через бамбуковую рощу. Никогда раньше не видела такого толстого бамбука — всё только тростиночки, а тут он такой могучий!
Напишу тут про ещё один храм, который мы посмотрели на следующий день. Это Фусими-Инари-Тайшя, храм Инари, бога риса и деловых людей. На склонах холма при храме — аркады из сотен тысяч торий, которые ставят разные компании для привлечения успеха в делах — удивительное зрелище. 


Самые первые тории из многих и многих…




Маленькие тории, тории-детки!

 
Очень хотелось добраться до самого верха, но не успели — стремительно темнело. Так что, окинув взглядом панораму Киото, мы отправились сквозь частокол торий вниз. Хорошо ещё, что светила луна — мы выбрали другую дорогу, и на ней далеко не всегда были фонари.

Япония, дни 9-10: переезд в Киото

Сегодня утром собрали чемоданы, выкинув при этом два ведёрка мусора. Выселились, получили ещё одну бутылку воды. С чемоданами поехали на вокзал, там довольно быстро и легко нашли coin lockerы, и за 600 йен сложили оба чемодана (средний и маленький) и ещё какие-то пакеты. На сколько времени эти локеры работают, я так и не поняла — правила пользования на английском были, а указания времени не было. В один из предыдущих дней я спросила у какого-то дяди, он сказал, 23 часа, но не знаю, насколько это правда.
Совсем недалеко от вокзала находится императорский парк и дворец, откуда открывается хороший вид на небоскрёбы.


Вроде бы императорский дворец можно посетить, записавшись на экскурсию по телефону, но делается это как-то очень сложно и мы не стали заморачиваться.

Полагаю, что дворец — это вон то, то точно не уверена.

Мы решили пойти к Tokyo Tower — башне, сделанной по образу и подобию Эйфелевой, но на 8 метров выше и совершенно теряющейся среди высоток Токио. Путь наш лежал через парк…

Пропустила хороший кадр, когда все трое «стреляли» объективами.
Куда? А на красные листочки!


Прошли мимо какого-то храма, названия так и не узнав — с довольными собаками и высоченной лестницей.


Наконец,с надземного перехода увидели и саму башню.
В башню не пошли, решили, что 900 франков с носа за облачной туманный вид — это слишком. В итоге так за всю поездку и не увидели Токио сверху — придётся в следующий раз.
Отправились обратно, погуляли по Гинзе. Чуть не запутались в системе надземных переходов — сложно заверчено. Хотели сходить на рыбный рынок Цукидзи, но он в воскресенье оказался закрыт. Зашли куда-то поесть — темпуру, обжаренные овощи или рыба в кляре, вкуснотища!! К ним — суп с лапшой, тоненькой и внезапно гречневой (соба). Палочками ем уже вполне сносно.
Вернулись на вокзал, сели на шинкансен — за два часа доехали до Киото. Приехали, вышли с платформы а там… толпы! Такие же, как на токийском вокзале, вот уж не думала.

Вокзал в Киото
Киотская башня напротив вокзала —
самое высокое здание города (131 метр)

Покрутившись, вышли в нужную сторону, дошли до отеля. После токийского это было просто отлично — парень говорил на прекрасном английском, всё рассказал про отель и про окрестности. Рекомендую — Kyoto Capsule Ryokan. Номер у нас был в японском стиле. При входе надо снимать обувь — приступочки хоть и нет, но на полу — соломенные коврики. Дальше — комната с возвышением на большую её часть, на которой лежат маты и одеяла. В углу — душ с разными переключателями воды — обычный душ, сбоку, сверху (дада, я никогда не пользовалась ничем навороченным). Маленькая комнатке при входе — туалет. Открываешь дверь и видишь приветствующий тебя унитаз: он автоматически поднимает крышку. Я таки оценила тёплое сиденье. А после слива автоматически включается вода в маленькой раковине! А оплачивать, кстати, тут можно биткоинами. На ужин пошли в место неподалёку — есть якитори, куриные шашлычки. Из чего они только не были! Печень, шея, желудочки, хвост, крылышки, кожа, хрящики, сердце… На любой вкус! Очень маленькие, но зато пальчики оближешь!
На следующий день собрались гулять, но в итоге добрались только до одного храма — я, промокши в Камакуре, не очень хорошо себя чувствовала, и решила посидеть дома, чтобы не расклеиться совсем.
Первое впечатление от Киото — очень много проводов.

Храм,  до которого мне удалось добраться, назывался Хигаси-Хонган-дзи, и мог похвастаться самым большим деревянным сооружением в Киото.


Здание, которое мы видим сейчас — 1895 года постройки.
Внутренний зал размерами 76x58x38 покрыт 927 матами татами, имеет 90 колонн и 175 000 плиток на крыше — к чему именно относится последняя цифра, я не уверена. Табличка внутри гордо обманывает, что это самое большое деревянное строение в мире — на самом деле, всего лишь одно из, самое большое находится в Наре.

Фото сделано с улицы, так как внутри — нельзя.

После этого я отправилась отлёживаться в гостинице, а мой спутник поехал в музей манги, который, по сути, оказался огромной библиотекой с около 50 000 рисованых книжек. В основном, конечно, на японском, но был и иностранный отдел.