Наша лаборатория организует летнюю школу во Франции. Школа начинается в понедельник, а выходные — в пятницу вечером. Как же этим не воспользоваться!
Я долго пыталась придумать, где провести выходные до и выходные после, учитывая расположение школы. Про выходные после я придумала как-то легко, а вот выходных до оказалось слишком мало, чтобы поехать куда-нибудь, где я ещё не была. Пришлось ехать в Париж.
Есть один город, в который я давно хотела оттуда съездить. Времени у меня была ровно суббота, и я решила провести её в Руане.
Приключения начались с самого утра. Остановилась я у своих друзей, которых в Париже не было, но которые оставил мне ключ. Они только недавно переехали в новую квартиру — думаю, имнно поэтому интернет там обнаружить я не смогла.
Билетов у меня не было — решила таки купить их на вокзале. Но… на каком? Я забыла. Я знала, что точно не Лионский. Более того, я выбирала между двумя — Северным и Сен-Лазар, склоняясь к последнему. Время поезда я знала, решила выйти пораньше — поехать на Сен-Лазар, чтобы потом, если что, попробовать успеть переметнуться на Северный. В метро работала информация — я спросила дяденьку, вдруг он знает. Дяденька сказал, что он не знает. Проходивший мимо француз услышал мой вопрос и высказал предположение, что с Монпарнаса. Я возопила — как так, ибо Монпарнас находился в другой стороне и вообще на другом берегу Сены. Дяденька из информации сказал — подождите, я позвоню коллеге. Позвонил, узнал, сказал что всё-таки Сен-Лазар. Ура, значит, что-то я всё-таки помню. Тут как раз подошёл поезд метро и я поехала на вокзал.
Купила билет, села на поезд, приехала в Руан. А там… ах.
Руан известен двумя вещами: во-первых, своими готическими соборами, а во-вторых, фахверковыми домиками. Но расскажу по порядку.
Красоты начинаются прямо с вокзала.
Чуть дальше — единственная сохранившаяся крепостная башня, башня Жанны д’Арк. То ли там её держали в темнице, то ли темница была в соседней несохранившейся башне. На обратном пути выяснила, что в башню можно зайти, но что там внутри, не знаю.
Дальше — то здесь, то там, а то и целая улочка — фахверковые домики. Фахверк — слово немецкое, по-французски эти деревянные балки называются colombages.
По переулочкам выхожу к большой улице — и вот первая готическая башенка — музейная. На музеи времени не хватило, так что как там внутри, не знаю.
Невдалеке виднеется площадь с конным памятником, иду туда.
Выхожу на площадь — и наконец-то, первая знаменитость — собор Св. Уана (St. Ouen). Единственное, что осталось от большого монастырского комплекса. Внутри нет скамей, только немного стульев, и от этого собор кажется ещё огромнее.
Выхожу из собора и иду к центру по пешеходным улочкам. Каждая вторая лавка — антикварная. Выхожу к строительному забору, а жаль. За ним скрывается церковь Сен-Маклу — образец т.н. пламенеющей готики. Внутри ничего особо примечательного.
Зато если обойти церковь кругом и зайти в одну из подворотен, можно попасть в прелюбопытнейшее место — двор смерти Сен-Маклу (L’aître Saint-Maclou). Это кладбище XIV века, которое было построено по случаю разразившейся эпидемии чумы. Всё деревянное, фахверковое, в милых резных черепушках. При входе -витрина с чучелом кошки. Говорят, её нашли в стене одного из домов — мол, раньше в домах при постройке замуровывали чёрных кошек, это приносит удачу.
Мой путь дальше лежит напрямую к собору. К сожалению, он тоже реставрируется, и даже не разглядеть целиком западный фасад. Но в любом случае впечатляет, как внутри, так и снаружи.
Оригиналы фигур с фасадов, дождь поливает их копии. |
На соборной площади расположен единственный в городе туристический офис. Разжившись там картой, отправилась дальше — на площадь старого рынка. Когда-то, видимо, рынок занимал всю её территорию. Он и сейчас остался, но в уголке. В центре площади стоит очень необычная церковь 1970х годов — в память о Жанне д’Арк (интересно, что витражи — старинные, из разрушенной во время войны церкви Св. Винсента). Именно на этой площади её сожгли в далёком 1431 году.
Перекусив недалеко от площади, мимо готического дворца правосудия я отправилась назад — к большим часам — единственному месту в городе, где можно забраться наверх.
В часовой башне за небольшую плату мне выдали аудиогид, даже на русском языке, и я потопала вверх по лестнице. Аудиогид был смешной, ибо рассказ вёл якобы призрак часовщика, когда-то работавший на башне.
Послушала про часы, посмотрела в окошечки, увидела часовой механизм и колокола — и вот, наконец, терраса.
Налюбовавшись видами, я совершила идиотский поступок в моём (теперь) стиле. Я пошла на горку. Когда я спрашивала в турофисе, куда можно забраться наверх, мне указали на часы. На мой вопрос — а больше ничего нет — ответили — ну, можно ещё вот отсюда. Сюда оказалось приличной горкой, до которой надо было дотопать, потом обойти, залезть наверх, полюбоваться видами, слезть и успеть на вокзал — и всё за два часа! Почти впритык, но на поезд я всё-таки успела. (Речка — это, кстати, Сена).
Вернулась в Париж. На метро не хотелось, пошла пешком, вышла к площади Согласия, а там.. небо жёлтое-жёлтое! Я бегом на мост. С одной стороны — яркий столб радуги, с другой — великолепный закат и золотистая от солнца эйфелева башня. И удивительные облака, как будто с картин старых мастеров.