Ещё только приехав в Лозанну, я очень обрадовалась, увидев на карте города отметку «Эрмитаж». Куда ни поедешь, Эрмитаж, получается, всегда с тобой 🙂 Однако добралась до заветного музея я только спустя почти пять лет.
Лозаннский Эрмитаж, а точнее, фонд Эрмитажа — Fondation de l’Hermitage — никакого отношения к Петербургскому Эрмитажу не имеет.
В 1841 году банкир Шарль-Жюст Бюньон купил эту землю и обратился к архитектору Луи Венгеру. К 1851 году на этом месте была построена резиденцию и разбит парк с редкими растениями. А в 1976 году наследники подарили виллу вместе с парком городу, и с 1984 года здесь организуются выставки.
Каждый год, как правило, в Эрмитаже проводятся 2-3 выставки, посвящённые западному искусству со времён Возрождения и до наших дней. Обычно это или тематические выставки, или выставки, посвящённые одному художнику, или же экспозиция чьих-то частных или публичных коллекций.
Я попала на выставку импрессионистов из коллекции Эмиля Бюрле (Emil Bührle), цюрихского промышленника, разбогатевшего на торговле оружием. Моне, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Пикассо… Музей небольшой, работ не очень много, людей тоже (если сравнивать с Петербургским Эрмитажем), поэтому можно было спокойно и не торопясь любоваться каждой картиной.
По поводу коллекции Бюрле было много спекуляций в мире искусства. Во-первых, большую часть своего дохода он получил, продавая оружие Третьему Рейху и его союзникам во время Второй мировой. Во-вторых, как выяснилось, некоторые произведения из его коллекции были украдены. Приход нацистов к власти в Германии в 1933 году увеличил поток работ, появляющихся в те годы на рынке — они продавали объекты искусства, конфискованные у евреев. В 1945 году федеральный суд принял решение, что такие произведения необходимо вернуть владельцам. Так, Эмилю Бюрле пришлось вернуть 13 картин из своей коллекции, девять из которых он потом повторно купил уже у настоящих владельцев.
Ниже — портрет самого Эмиля Бюрле, сидящего в окружении своей коллекции, фотография 1954 года.
В самом музее осталось не так много старых интерьеров. На первом этаже — вот такие старые печи.
На втором — салон Наполеона III, или «Маленький голубой салон» — единственная комната с сохранёнными интерьерами, которую я увидела в музее. Мебель, шторы, обои — здесь всё относится к эпохе Наполеона. Такое сочетание настолько редко в Швейцарии, то когда-то, ещё до создания фонда, Национальный музей Швейцарии писал с просьбой перенести эту комнату в их экспозицию, однако получил отказ.
Изначально эта комната предназначалась для гостей, желающих в конце вечера покурить или обсудить дела, не мешая тем, кто оставался в большом салоне.
Вид из окон второго этажа — на замок Сен-Мэр в лесах, Лозаннский кафедраль, Женевское озеро и Францию на том берегу.
На подземном этаже — постоянная коллекция музея, где можно, среди прочего, полюбоваться работами швейцарскими авторов — Франсуа Босьона, Феликса Валлоттона и других.
В Эрмитажном парке особенно хорошо летом, когда трава зелёная, цветут маки и васильки, и так и хочется снять босоножки и пойти босиком…
Сам музей, правда, очень дорогой — вход стоит 19 франков. Более того, в отличие от большинства лозаннских музеев, он не участвует в акции «первую субботу месяца вход бесплатный». Однако если выставка, которая там проводится, хорошая, то оно стоит того.