Одно из наиболее сильных впечатлений Самарканда — комплекс мавзолеев Шахи-Зинда, XIV-XV веков.
Вход в комплекс, вид с двух сторон. Деревянная колонна справа принадлежит летней мечети.
Здесь расположены 11 мавзолеев XIV-XV века, постепенно пристраивавшихся один к другому. Комплекс строился вокруг могилы Кусам ибн Аббаса, который по легенде был ранен неверными, но не умер, а скрылся с глаз и остался жить.
От входа вверх ведут крутые ступеньки.
Слева медресе Давлата Кушбеги XIX века.
Вид от комплекса Шахи-Зинды на кладбище рядом и мечеть Биби-ханым.
Двухкупольный мавзолей XV века. Кто там был похоронен — неизвестно. Одни считают, что это была любимая жена Тимура, другие — что астроном Казы-заде Руми, работавший в обсерватории Улугбека. Табличка при мавзолее утверждает, что мавзолей посвящён придворной кормилице Улуг Улжаойиму.
Большинство плитки на куполах — современное. По фотографиям Прокудина-Горского начала XX века хорошо видно, что купола были почти полностью осыпавшимися.
Мавзолей Тугли Текин 1376 года. Построен в честь матери Амира Хусаина, одного из полководцев Амира Тимура. Позже и он сам (Амир Хусаин) тоже был здесь похоронен. Портал украшен резной поливной терракотой.
Красивейшая резьба.
Мавзолей Амирзаде (сына эмира). Сохранилась дата на портале — 788 год хиджры. Хиджра — это исламское исчисление, которое датой начала считает переселение (=хиджру) мусульманской общины из Мекки в Медину. По-нашему это будет 1386 год.
Мне очень нравится вот этот вид узкой улицы меж матово блестящих синим мавзолеев.
Мавзолей Шодимулк око. Воздвигнут в 1372 году, в честь сестры Тимура Туркон око и её дочери Шоди Мулк око. Деталь снаружи и купол внутри.
Мавзолей Ширин Бека Око. Построен Тимуром в конце XIV века для сестры. На портале указана дата её смерти — 787 год хиджры (то есть 1385).
Купол мавзолея. Полагаю, почти всё это восстановленное.
Неизвестный мавзолей второй половины XIV века. Частично сохранилась майолика, украшающая гробницу.
Восьмигранный мавзолей, построенный во второй половине XIV века. Внутри — место захоронения (хилхона) круглой формы.
Вид назад, на восьмигранный и другие мавзолеи. Два (еле видимых) купола в створе улицы — от двухкупольного мавзолея.
Мавзолей Усто Али Несефи. «Усто» — это мастер, то есть это мавзолей мастера Али Несефи, его построившего. А имя человека, для которого он был построен, история не сохранила.
По ссылке здесь можно сравнить, как он выглядит сейчас и как он выглядел до реставрации.
Купол внутри — темноватый и местами неряшливый, значит, полагаю, настоящий.
Вход в мавзолей Усто Али Несефи и деталь наружной отделки.
А это детали ещё одного неизвестного мавзолея, тоже второй половины XIV века. Сохранился входной портал и часть фундамента, соединённая с медресе XI века.
На этих двух фотографиях хорошо видны как раз таки старенькие, подлинные плиточки.
На кадре справа — ворота, за которыми находится комплекс Кусам Ибн Аббаса.
Комплекс сооружён в XI-XII веке. Состоит из мечети, мавзолея, зиаратханы (места молитвы) и чиллаханы (кельи). Кусам Ибн Аббас — двоюродный брат и близкий сподвижник пророка Мухаммеда, один из первых распространителей ислама в центральной Азии. Название комплекса Шахи Зинда переводится как «живой царь» и относится как раз к нему. На его гробнице написано «Не считай мёртвыми тех, кто были убиты на пути к Аллаху — они живы!»
В самом конце улицы — ещё три мавзолея. На фотографиях ниже — комплекс Туман око XV века, построенный женой Амира Тимура.
Безымянный мавзолей, один из самых красивых в Шахи-Зинде. Построен в 1360-1361 годах. По одной из версий, здесь похоронена одна из жён Тимура, Кутлуг око.
Красота неописуемая.
Справа — безымянный мавзолей, слева — мавзолей Ходжа Ахмеда 1340х годов.
Ещё детали.
Возвращаемся назад. Людей уже гораздо меньше — всё закрывается.
И солнце потихоньку движется к горизонту. Слева восьмигранный мавзолей, справа — вид на двукупольный мавзолей.
Выход и летний айван мечети.
Из Шахи-Зинды мы отправились в обсерваторию Улугбека и потом к могиле Даниила, но об этом в другом посте.