Самаркандская мечеть Биби-Ханым эпохи Тамерлана — крупнейшая в Средней Азии.
Построена она была в 1399-1405 годах по приказу Тамерлана (Амира Тимура). По легенде, название своё мечеть получила в честь жены Тимура Сарай-Мульк: Биби-ханым значит «Старшая царица».
Мечеть построена по принципу дворовой композиции. Внешние стены — 167 на 109 метров. Вход в мечеть — через большой 35-метровый парадный портал. Справа и слева по центру стен — два портально-купольных здания (одно из них на левом фото). На противоположной от входа стороне — ещё один монументальный портал и огромный купол, перекрывающий пространство мечети.
Во дворе — гигантская подставка под Коран, поставленная Улугбеком, внуком Тамерлана. Предназначалась она под коран Усмана, он же Самаркандский куфический коран. Это одна из древнейших сохранившихся до наших дней рукописей Корана, обагренная, по легенде, кровью третьего халифа — Усмана. В Самарканд рукопись привёз Тамерлан, а сейчас она хранится в Ташкенте.
Жена Тимура, Сарай-Мульк, была дочерью чингизида. Это значит, что их с Тимуром дети были бы ханами, а не эмирами. В то время как эмир — это просто правитель, у хана обязательно течёт кровь Чингисхана.
Мечта Тимура оставить после себя правителем хана, впрочем, не сбылась — детей у него и Сарай-Мульк не было.
На фото слева — один из двух боковых порталов. Справа — основной купол.
Мы, будучи с экскурсоводом, нагло поднырнули под верёвочку и зашли внутрь (куда вообще-то ходить не следует — как мне кажется, там вполне может на голову что-нибудь рухнуть). Внутри всё совсем по-другому, простенько и в трещинах.
Сохранившиеся бледные росписи и выложенные плиточкой узоры.
Главный купол мечети — 40 метров в высоту, 30 метров в диаметре. По фотографиям Прокудина-Горского начала XX века видно, что верхней части купола попросту не было, а нижняя кое-где сохранила оригинальную плитку.
А этот купол — сплошной новодел. На фотографиях Прокудина-Горского видно, что выше барабана ничего не было. А вот здесь можно в фотографиях посмотреть, как менялся облик комплекса Биби-Ханым, начиная с XIX века.
Неподалёку от мечети Биби-ханым — Сиабский базар. Появился он когда-то на месте въезда в Самарканд из Ташкента.
Базар большой, и продают не только собственно на нём, но и в окрестностях.
Всё — в гигантских стоячих мешках. Картошка.
Морковка.
Огурцы.
У этой тётеньки купили укроп, повезли домой в Питер. Пучок был роскошный, а по сравнению с нашими ценами стоил какие-то сущие копейки.
Тыквы, арбузы и дыни. Какие там были вкусные дыни!..
Виноград.
Гранаты.
У этой бабушки купили этот экзотический фрукт (так и не узнав, как он называется). Оказалось, какая-то гадость. Но хоть попробовали.
Меня поразили лимоны в мешках. Мне кажется, я никогда в жизни не видела столько лимонов. И пирамидки хозяйственного мыла повеселили.
Орехи, коих мы из Узбекистана привезли немало, стоят почти в таких же больших мешках, как и картошка.
И сухофрукты — куда ж без них.
Изюм.
Лепёшки, продающиеся на таких колясках — обязательный местный атрибут.
Кажется, просто закристаллизованный сахар, но уже точно не помню.
И наконец, халва. Я почему-то совсем не люблю привычную нам халву. В Узбекистане она совсем другая — вот как на фото. И вкусная!
Продажа ковров в окрестностях базара. А мне запомнились ещё веники — фотографий нет, но их там было много, и были они пушистые.
Неподалёку от Биби-Ханым находится мечеть Хазрет-Хызр, построенная в 1854 году. В 2016 году здесь был похоронен Ислам Каримов, первый президент Узбекистана.
За современными домиками — афросиабское городище. Считается, что Афросиаб был древней столицей Согдианы. Откуда взялось это название городища, не очень понятно. Названо оно в честь Афросиаба, легендарного царя Турана. Но город-то при этом, как я понимаю, в те времена так никто не называл. Греки и римляне называли Самарканд Маракандой.
В 875 году образовалось государство Саманидов, бывшее вассалом Арабского Халифата, и Самарканд был его столицей — до 892 года, когда ею стала Бухара.
На смену Саманидов пришли Карханиды, вновь перенёсшие столицу в Самарканд. После их падения город вошёл в государство Хорезм
А затем, в 1220 году пришёл Чингисхан, Самарканд был захвачен монголами, городище было разрушено и пришло в запустение. Новый город стал отстраиваться уже не на том же самом месте, а рядом.
Ишак, везущий повозку.
Чуть дальше от проторенных туристических троп виды совсем другие.
Советское наследие Самарканда — настенные рисунки.
Памятник Алишеру Навои, поэту XV века, в центральном парке.
Вид на Регистан. Слева — купол мечети медресе Тилля Кари, справа можно разглядеть тигро-львов медресе Шердор.
И напоследок — Амир Тимур, взирающий на то, как сносят гостиницу Интурист.